Идеи о писателях принадлежат поровну мне и А. В.; там, где говорится о культуре или ее отсутствии - это мое.
Эпиграф. Уже в течение долгого времени я смотрю на себя и думаю, когда же я использую где-нибудь эпиграф из Пелевина? Он так знаменит, что это кажется дурным тоном. Однако именно к этому эссе можно предпослать эпиграф из Пелевина, поскольку, во-первых, он подходит по смыслу, а во-вторых, Пелевин - это один из писателей, о которых пойдет речь.
- Юнгерн? - переспросил я. - Юнг-ерн... Что-то я такое слышал... Он, случайно, с психиатрией никак не связан? Не занимался толкованием символов?
- Нет, - ответил Чапаев. - Насколько я могу судить, он презирает все символы, к чему бы они ни относились.
Речь пойдет о произведениях некоторых писателей, в которых
Конкретно, мы имеем в виду различные произведения Осипа Мандельштама, Владимира Набокова, Виктора Пелевина, а также один рассказ Михаила Веллера.
Меня в основном интересует различие методов, которыми освобождаются от власти окружающего мира герои Набокова, с одной стороны, и Пелевина, с другой стороны. Вообразим, что каждый из этих двух авторов написал для своих героев инструкцию по освобождению. Тогда эти две инструкции выглядели бы примерно так:
Как можно хоть на секунду избавиться от образов? Ну, например, так.
Сейчас вы, вероятно, сидите. А можете встать. А можете поднять одну ногу и стоять на другой ноге. А можете встать на голову и стоять на голове и руках. А если шея достаточно сильная, то можно пару секунд простоять и на одной голове. В любом случае, вы опираетесь на какую-нибудь часть тела - гравитация заставляет. Но ведь можно подпрыгнуть - и какое-то мгновение ни на что не опираться! Конечно, потом вы приземляетесь на ноги (или на какую-нибудь другую часть тела), но во время прыжка можно успеть ощутить полет, отсутствие опоры. Так же можно поступить и с образами. Вот я сижу, и мысли плавно перетекают от одного образа к другому: Пелевин - Чапаев и Пустота - река Урал - река - костер на берегу - лес - небо над лесом... На самом деле, между любыми двумя перетекающими одна в другую образными мыслями есть прыжок - коротенький интервал без образов. Между мыслью о костре и следующей за ней мыслью о лесе, например. Попробуйте ощутить этот интервал, который наличествует между каждыми двумя мыслями об образах. Когда вы начнете отчетливо ощущать этот интервал при каждом скачке от одной образной мысли к другой, попробуйте продлить это ощущение таким образом. Предположим, ваш ум закончил думать об образе А и находится в состоянии прыжка к образу Б. Вы позволяете ему допрыгнуть почти до образа Б и, когда чувствуете, что вот-вот начнете думать о Б, сворачиваете в сторону, словно бы прыгая к следующему образу, не доходя до Б. Конечно, этот новый прыжок тоже не бесконечен: он ведет вас еще к какому-то третьему образу В. Опять, не доходя до В, сворачиваете в сторону, и так далее. Это позволит вам несколько секунд не думать образами.
Что это дает - не думать образами?
Когда человек учится читать, он читает вслух, потом начинает читать про себя, потому что скорость чтения становится такой высокой, что язык не успевает произносить прочитанное. Человек прекращает читать вслух, потому что понимает, что произнесение того, что он читает, снижает скорость его чтения. Другой пример: когда ребенок хочет самостоятельно подумать о чем-нибудь, ему легче сделать это, если он может представить ситуацию, о которой он думает, с помощью своих игрушек или любых подручных предметов. Когда он взрослеет, он вдруг понимает, что уже может думать внутри себя, без помощи предметов. При этом мысли, не связанные наружными моделями, оказываются более гибкими и мощными. То же самое верно и в отношении мышления образами. Когда вы учились думать, образы были полезны; сейчас ваше мышление только выиграет, если вы будете думать без них.
Собственно, культура и состоит из образов в их взаимосвязи. Значит, автор предлагает отказаться от культуры?
Нет. Я продолжу автодорожную метафору, возникшую несколькими строками выше. Предположим, я еду из города А в город Я, и посередине между А и Я находится город М. Дороги, как известно, строятся от одного города к другому, так что я, конечно, воспользуюсь дорогой от А до М и дорогой от М до Я. Однако я потрачу меньше времени на дорогу, если не буду заезжать в город М, а объеду его по окружной дороге. Я не отвергаю город М - пусть он стоит там, где он есть, поскольку благодаря этому существуют дороги от А до М и от М до Я. Но он не нужен мне как город, и я не собираюсь колесить по его улицам - я хочу просто быстренько проскочить мимо него по моей дороге из А в Я. То же соображение применимо и к образам, составляющим культуру. Наша мысль будет продолжать использовать дороги между образами, выстроенные культурой, но не будет застревать в пробках и патрулях каждого образа.
Является ли мышление без образов следующим, высшим уровнем по сравнению с культурой?
Да, является. Вы можете мне не поверить, сказав, что всё, что человек делает - это по определению есть именно культура, значит, и то, о чем я вам сейчас рассказываю - это тоже культура. Не совсем. Давайте отступим на шаг назад от культуры. Всё, что совершает человек в своей жизни - это физические действия, но некоторые из них наполнены культурным (образным, символическим) содержанием и поэтому относятся к области культуры. Например, физическое прикосновение губами на культурном уровне является поцелуем и несет культурное содержание - уважение, любовь, и т.д. Физическое шевеление губами и руками оказывается на культурном уровне чтением стихов. Физическое шевеление правой рукой - рисованием картины. Кусок бетона оказывается статуей, а грязный клочок бумаги - черновиком теоремы или банковским чеком, и т.д. Таким образом, культура опирается на физический мир и не существует никак иначе, кроме как в своих проявлениях в физическом мире. Эти физические феномены, составляющие проявления культуры, сами по себе грубы, низки, примитивны, но подготовленный - культурный - человек может осмыслить их на более высоком - культурном - уровне. То же можно сказать и о мышлении без образов: оно опирается на культуру и состоит из культурных феноменов (а те, в свою очередь, опираются на физический мир). Например, сейчас я пытался рассказать вам о мышлении без образов. Физически это состояло в постукивании разных мест на клавиатуре в течение трех часов. На культурном уровне это включало придумывание многочисленных образов, с помощью которых я пытался передать вам свои мысли, а также придумывание лучшей формы изложения этих образов. На следующем, более высоком, третьем уровне - я думал мысли, несводимые к культурным образам. Хотя эти мысли нельзя СВЕСТИ к образам, я ВЫРАЗИЛ их в этом эссе через образы. Эти культурные образы нельзя СВЕСТИ к физическим феноменам, но их можно ВЫРАЗИТЬ через физические феномены - через вот эти черные геометрические фигурки букв, которые умеющий читать человек толкует на культурном уровне. Я хочу, чтобы вы постарались увидеть не только культурный уровень в этих буквах, но и следующий, надкультурный уровень в тех образах, о которых поведали вам эти буквы.
P.S. Да, так насчет наших баранов. Оказывается, то освобождение, которое предлагает своим героям Пелевин, есть освобождение более высокого уровня, чем то, которое предлагает своим героям Набоков. Набоков советует героям подняться только до второго уровня - уровня культуры, тогда как Пелевин рекомендует третий уровень - уровень мышления без образов. Так что герои Пелевина приобретают больше. Теряют ли они что-нибудь от этого? Нет, конечно, и вот почему. Мы сказали, что культура играет с предметами физического мира (так свободный от физического мира Мандельштам играет с ним, называя свою книгу "Камень"). Мышление без образов может играть и с предметами физического мира, и с культурой. Даже самые освободившиеся герои Пелевина, несмотря на свою свободу, и даже именно благодаря ей, с наслаждением пользуются и культурой, и физическим миром. Конечно, нельзя быть уверенным в окончательности и абсолютности освобождения по Пелевину. (Если можно придумать следующий уровень над культурой, то, может быть, через десять тысяч лет человечество придумает следующий, более высокий уровень над этим уровнем.)
Антон Гарновский
На главную страницу (nohead.narod.ru)