Математика мира
В поисках подходящих сравнений, метафор, метонимий для дискуссий о духовном
мы обращаемся к разным областям человеческой жизни. В этом эссе я хочу поговорить
о духовном на примере двух важных математических понятий.
Слово "математика" связано, вероятно, у читателя с представлением
о чем-то сложном для понимания. Однако, как и в других моих эссе, я постараюсь
выражать свои мысли самыми простыми словами.
Речь пойдет о двух важных математико-философских понятиях, лежащих в основе
двух частей математики. Понятие порядка является одним из важнейших в
алгебре. Понятие открытого множества лежит в основании другой важной
части математики (эта часть называется топологией).
1. Истинные иерархии
Порядок - это слово, которым математики обозначают ту ситуацию, когда некоторое
количество предметов выстроено друг за другом согласно какому-нибудь признаку.
Например, сотрудников какого-нибудь предприятия можно упорядочить по весу (от
самого худого до самого полного), по росту (от самого низкого до самого высокого),
по зарплате (от самого низкооплачиваемого до самого высокооплачиваемого), и
т.д. Часто бывает, что два или больше объектов делят между собой одну и ту же
позицию в порядке. Например, на предприятии может быть несколько сотрудников
с одинаковой зарплатой. Разделение сотрудников на женщин и мужчин - это еще
один пример порядка. В этом порядке всего две "ступеньки", он разбивает
сотрудников лишь на две категории. Если на предприятии работает достаточно много
и женщин, и мужчин, то много сотрудников попадут как в ту, так и в другую категорию
этого порядка. В то же время если на предприятии совсем нет женщин или совсем
нет мужчин, то одна из двух категорий этого порядка окажется пустой.
Синонимами слова порядок в разных ситуациях могут служить такие слова: упорядочение,
иерархия, цепь, очередь, ряд, шеренга, и т.д. - я буду в дальнейшем иногда говорить
иерархия, имея в виду то же, что порядок.
При обсуждении духовных вопросов тоже рассматриваются разные порядки. Например,
в православии существует иерархия различных типов праведников и святых. Эта
иерархия очевидна в некоторых своих частях (например, понятно, что великомученик
более свят, чем просто мученик). Однако в некоторых случаях эта иерархия достаточно
сложна (например, трудно догадаться, кто более свят - преподобный или святитель).
Другие примеры порядка в духовном - это иерархии святости предметов и мест.
Понятно, например, что чудотворная икона более свята, чем просто икона. Икона,
как правило, более свята, чем нательный крест. Гвозди, которыми Христос был
прибит к кресту, почитаются более святыми, чем чем любая икона, и т.д. С точки
зрения православных, Иерусалим - более святой город, чем Киев, а Киев - более
святой, чем Петербург, и т.д.
Мне кажется, что эти и различные другие "духовные" иерархии не имеют
никакого отношения к духовным вопросам. Типичная форма истинно духовной иерархии,
как мне кажется, такова:
- эта иерархия состоит из двух уровней (как в примере с разбиением на мужчин
и женщин);
- всё в мире принадлежит одному из этих уровней, тогда как второй пуст.
Рассмотрим два примера таких иерархий.
- Расположим всё в мире согласно тому, что является более реальным, а что
- более иллюзорным. В такую иерархию могли бы быть включены, например, мои
ботинки на одном из нижних уровней (они весьма реальны), моя зарплата на более
высоком уровне (поскольку мне платят деньгами, а не теми реальными вещами,
которые я на нее куплю), театральное представление на несколько более выскоком
уровне (ибо хотя в представлении и участвуют реальные люди, но они представляют
иллюзорные ситуации), компьютерная игра на еще более высоком уровне (поскольку
я "бегаю" в ней по иллюзорному ландшафту и "стреляю" в
иллюзорных врагов), игра в шахматы на еще более высоком уровне (она еще более
удалена от реальности, чем компьютерная игра), сновидения еще на уровень выше,
и т.д. Такое построение этой иерархии кажется мне порочным. Этот сложный порядок
может иметь некоторую философскую, социологическую, психологическую ценность
- но не духовную. Только если мы признаем, что всё в мире является в одной
и той же мере реальным (или в одной и той же мере иллюзорным), мы можем построить
верную в духовном отношении иерархию - одну из двух следующих. Можно сказать
так: всё в мире делится на две части: реальное и иллюзорное, и всё в мире
является реальным, ничего иллюзорного нет. Или так: всё в мире делится на
две части: реальное и иллюзорное, и всё в мире является иллюзорным, ничего
реального нет. Оба эти порядка являются истинно духовными.
- Рассмотрим еще один, похожий пример. Расположим всё в мире согласно тому,
что является более материальным, а что - более духовным. В такую иерархию
могли бы быть включены, например, мои ботинки на одном из нижних уровней (как
малодуховные и весьма материальные), мои записи группы Byrds на одном из средних
уровней (как несколько духовные), мой Новый Завет с цветными иллюстрациями
на одном из более высоких уровней (как нечто в достаточной степени духовное),
и т.д. Точно так же как в предыдущем примере, я считаю, что такая иерархия
только сбивает нас с толку. Зато если мы скажем, что всё в мире является в
одной и той же мере материальным (или в одной и той же мере духовным), мы
можем построить верную и полезную иерархию - одну из двух следующих. Можно
сказать так: всё в мире делится на две части: материальное и духовное, и всё
в мире является материальным, ничего духовного нет. Или так: всё в мире делится
на две части: материальное и духовное, и всё в мире является духовным, ничего
материального нет.
Я обещал, что в этом эссе не будет ничего сложного. Поэтому
пропустите этот абзац, если хотите: он содержит достаточно сложное примечание.
Я хочу, чтобы вы обратили внимание на интересное логическое противоречие, заключенное
в моих рассуждениях в последнем примере. Там я утверждаю, что всё в мире духовно
в одинаковой степени, что нет ничего более (или менее) духовного, чем что-нибудь
другое. Это одна сторона противоречия. Между тем я рассматриваю там несколько
иерархий предметов в мире и утверждаю, что одни из этих иерархий не имеют отношения
к духовному или искажают духовное, а другие являются истинно духовными. Следовательно,
я привожу примеры нескольких вещей, из которых, по моему мнению, некоторые являются
более духовными, чем другие. Это вторая сторона противоречия.
2. Откровение открытости
Пространство, в котором мы живем, обладает двумя важными свойствами. Первое
касается коротких путешествий в пространстве, второе - долгих путешествий в
пространстве.
- Любая точка пространства со всех сторон окружена другими точками пространства.
Поэтому, в какую бы сторону я ни сдвинулся из той точки, где я нахожусь сейчас,
я снова буду находиться в одной из точек этого же пространства. Другими словами,
при перемещении в пространстве я могу быть уверен, что я не упрусь в конец
пространства. (Этим пространство отличается, например, от комнаты, окруженной
стенами. Если я стою в комнате, упираясь носом в стену, я могу идти назад
или вправо или влево, но я не могу идти вперед - в ту сторону комната кончилась.
Если на моем месте будет танк или бульдозер, он сможет сдвинуться вперед,
в отличие от меня - но при этом он окажется снаружи комнаты.)
- Из пространства невозможно выйти, двигаясь внутри пространства. В пространстве
я могу двигаться в любую сторону в течение сколь угодно долгого времени, но
в конце движения я всё равно окажусь в этом же пространстве. Если я даже очень
сильно захочу оказаться снаружи пространства, у меня это не получится, если
я буду двигаться внутри пространства. (Этим пространство отличается, например,
от восточного полушария земного шара. Если лететь на самолете на запад или
на восток над восточным полушарием, то в какой-то момент мы окажемся над западным
полушарием, хотя летели мы всё время до этого момента только над восточным
полушарием. Другой пример - плот, плывущий вниз по реке, в конце концов в
некоторый момент окажется не в реке, а в море, хотя до этого момента он плыл
по реке.)
Пространства, имеющие эти два свойства, называются открытыми множествами. (Математики
не включают второе свойство в определение открытого множества. Однако мыслители
разных времен, начиная с древнегреческого мудреца Зенона, переоткрывали второе
свойство и требовали его рассмотрения.)
Какой еще пример открытого множества мы знаем, помимо пространства? Конечно,
время:
- каждый момент времени окружен спереди и сзади другими моментами времени;
- сколько бы я ни прожил, я не выйду за границы времени, а всё еще буду находиться
внутри времени. Точно так же, если бы я смог "путешествовать" назад
во времени, я не смог бы выйти за границы времени, а попал бы в какой-нибудь
момент внутри времени. Таким образом, из времени нельзя выйти с помощью движения
внутри времени.
Можно придумать много интересных примеров открытых множеств, но самый интересный
из них в том, что касается духовного - это жизнь человека с точки зрения этого
человека.
- Во-первых, любая деталь моей жизни существует в моей жизни не сама по себе;
она окружена со всех сторон другими деталями моей жизни. Так что я не могу,
живя, вдруг упереться в конец моей жизни. (Я могу увидеть границы моей жизни
только в мысленном эксперименте, в котором я намеренно воображаю, что у моей
жизни есть границы. Это похоже на мысленные эксперименты некоторых верующих
и некоторых физиков-теоретиков, в которых они специально представляют себе,
что у времени и пространства есть границы.)
- Во-вторых, сколько бы я ни жил, или как бы я ни менял свою жизнь, это, тем
не менее, будет моя жизнь. Таким образом, я не могу выйти из моей жизни, двигаясь
внутри нее (изменяя ее). С другой стороны, я не могу двигаться никак иначе,
кроме как внутри моей жизни, поскольку всё, что происходит со мной, автоматически
включается в мою жизнь. Следовательно, я не могу выйти из моей жизни вообще.
Антон Гарновский
На главную страницу (nohead.narod.ru)