Медитация для не-буддистов

1. Введение

Традиционные наставления, касающиеся медитации, выпячивают те стороны медитации, которые на самом деле не являются основными. Эти инструкции, как правило, начинаются с фразы "сядьте так, чтобы спина была прямая, не опираясь на спинку стула". Конечно, сидеть прямо - это красиво и полезно для здоровья. Особенно человек, работающий с компьютером (как я, когда пишу это эссе, а вы - когда читаете его) вообще всегда должен сидеть именно с прямой спиной, не опираясь на спинку стула. Однако это не имеет прямого отношения к медитации. Другое традиционное начало инструкций по медитации - "сядьте на пол на жесткую подушечку, скрестив ноги перед собой". Если вы никогда не занимались подобной гимнастикой, сама поза будет настолько трудна для вас, что будет занимать всё ваше внимание. Однако это совсем не то, что вам нужно, потому что ваше внимание должно быть по возможности полностью направлено на тот новый способ восприятия мира, который развивается в процессе медитации.

Кроме того, традиционные инструкции говорят, что медитация ценна только как составная часть восточных религиозно-философских учений и может быть понята только в их контексте. Более современные инструкции утверждают, что медитация ведет к просветлению, которое есть вещь в себе и никак не полезно в практической жизни. Ни то, ни другое не верно. Медитацией можно заниматься отдельно от восточной философии, точно так же, как можно заниматься гимнастикой йогов, не вникая в их учение о мире. Медитация имеет практическое применение, а именно, она полезна для физического и психологического здоровья. Она успокаивает, вырабатывает в человеке способность к концентрации, помогает ему в понимании динамики психологических процессов. Опосредованно, через достижение психологического спокойствия, после медитации человек может начать чувствовать себя лучше физически.

Правда ли, что медитация перестраивает мысли? Да, но только временно. Этим она похожа на сон. Вы спите несколько часов, и просыпаетесь отдохнувшим и, возможно, с интересными воспоминаниями о сновидениях. Точно так же во время медитации вы несколько изменяете свой способ мышления (но совсем не так, как во время сна) - и заканчиваете медитацию бодрым и, возможно, с новыми интересными мыслями. С другой стороны, медитация разительно отличается от сна тем, что всю медитацию вы проводите сознательно, силой своей воли, тогда как засыпаете вы бессознательно и иногда даже против своей воли. В этом смысле, с точки зрения буддистов (которую мы не обязаны разделять), медитация настолько же превосходит обычное состояние сознания, насколько обычное состояние сознания превосходит сон: как вечером человеку нужно напрягать свою волю, чтобы не заснуть, так во время медитации человеку нужно напрягать свою волю, чтобы не выйти из состояния медитации в обычное состояние сознания. Поэтому Будда (чье прозвище происходит от того же корня, что русское слово будить) считал, что его сознание настолько же отличается от сознания обычных людей, насколько сознание бодрствующего отличается от сознания спящего.

Древние учителя медитации считали, что, научившись медитации в спокойной обстановке, следует потом пытаться медитировать в любой ситуации, чтобы постепенно вся жизнь проходила в состоянии медитации. Я не знаю, правилен ли этот подход. Медитация - это успокаивающая и тонизирующая оздоровительная процедура. В этом ее можно сравнить с душем. Хорошо постоять под душем пять минут, даже двадцать минут, но мы не собираемся проводить под струями воды всю жизнь, поскольку большинство других важных и приятных дел в жизни (например, чтение книг) несовместимы с душем. Мне кажется, что то же самое относится и к медитации: пять минут - хорошо, двадцать минут - вообще замечательно, но дальше уже хочется заняться разными другими важными и приятными делами, которые как раз плохо сочетаются с состоянием медитации, так что зачем пытаться их сочетать?

2. Инструкция

Где и когда можно заниматься медитацией? Мне кажется, что сидеть на полу со скрещенными ногами для большинства людей само по себе является экзотическим положением, и это будет отвлекать нас от главного - от перестройки наших мыслей. Я бы сказал, что можно заниматься медитацией во время любой рутинной деятельности, которая не требует от вас быть начеку в ожидании чего-нибудь. Например, нельзя заниматься медитацией, когда вы переходите дорогу. Вам будет трудно заниматься медитацией на остановке в ожидании автобуса, поскольку вы точно знаете, что когда этот автобус появится, вам придется грубо и резко выдернуть себя из состояния медитации, и это предчувствие не позволит вам достигнуть спокойствия, необходимого для медитации. Зато, например, получасовая поездка в метро - прекрасное время для медитации, точно так же как и прогулка в парке с белками, и намазывание бутербродов для завтрака. Не следует медитировать, когда вы делаете что-нибудь неприятное. Например, я не люблю мыть полы, поэтому я не буду медитировать во время мытья полов, зато могу медитировать, когда мою посуду.

Теперь давайте рассмотрим три вопроса: как войти в состояние медитации, как остаться в состоянии медитации и как выйти из состояния медитации.

как войти в состояние медитации?
это самая сложная часть медитации, и на этот вопрос мы ответим ниже.
как остаться в состоянии медитации?
периодически вы должны проверять, что вы всё еще находитесь в состоянии медитации. Если вам кажется, что вы начинаете выходить из него, снова войдите в него так же, как вы это сделали в начале медитации. Секрет сохранения состояния медитации состоит в том, что вы должны проверять, находитесь ли вы еще в нем, достаточно часто. Самый простой способ - это проверять, что вы в состоянии медитации, каждый раз, когда вы вдыхаете (или выдыхаете, если это вам удобнее).
как выйти из состояния медитации?
это происходит автоматически. Когда вы решили выйти из состояния медитации, просто перестаньте сознательно поддерживать состояние медитации, и вы сразу вернетесь в обычное состояние сознания.

Итак, сейчас нам следует рассмотреть, как войти в состояние медитации. Удобнее всего, по моему мнению, делать это в три этапа, которые я сейчас опишу. Хотя я привожу их здесь в определенном порядке, вы можете изменить этот порядок.

  1. Сконцентрируйтесь на всех ощущениях, которые приходят к вам в данный момент. Эти ощущения включают внешние ощущения: всё, что вы видите, всё, что вы слышите, а также разнообразные ощущения от других органов чувств. Кроме того, эти ощущения включают внутренние ощущения: мелодию, которую вы слышали вчера, и которая сейчас крутится у вас в голове; раздражение от криков строителей за окном; приятное воспоминание о позавчерашнем знакомстве; мысль о том, что в обед нужно сходить в магазин, чтобы купить подарок сотруднику на день рождения; понимание того, что если вы сейчас резко отклонитесь назад, то ударитесь головой о стенку, и т.д. Итак, вы стараетесь сконцентрироваться на всех тех ощущениях, которые приходят к вам в данный момент - не час назад, не в другой комнате, не вообще, а именно на том, что вы видите, слышите, вспоминаете и чувствуете именно сейчас. Например, если вы в эту секунду не думаете о зарплате, то не концентрируйтесь на мысли о зарплате; если же, напротив, вы сейчас как раз думаете о зарплате, то среди прочих ощущений сконцентрируйтесь на мысли о зарплате.
    Продолжайте концентрироваться в каждый момент только и именно на тех ощущениях, которые приходят к вам в данный момент. Конечно, эти ощущения будут меняться: кто-то открыл окно, и вы чувствуете сквозняк; дорожка пошла в гору, и вам стало труднее идти; одни мысли и чувства ушли из головы, другие пришли на их место. Постепенно вы начнете ощущать ощущения как некий поток, протекающий через вас или текущий к вам. Продолжайте в каждый момент времени концентрироваться на тех ощущениях, которые вы испытываете в этот момент.
  2. Теперь представьте себе, что вас не интересует, откуда приходят эти ощущения. Например, представьте, что вы стоите у реки (или в реке, так что вода обтекает вас), смотрите на воду и не думаете о том, откуда течет эта река, и откуда берется та вода, которая обтекает вас сейчас. Конечно, логически вы знаете, что у большинства ваших ощущений есть источник где-то вне вас: например, вам стало холодно, потому что кто-то открыл окно. Однако постарайтесь не думать об источниках ощущений вне вас, сконцентрируйтесь только на самих ощущениях. Например, если вам стало холодно, потому что кто-то открыл окно, вы чувствуете как минимум три ощущения: вам холодно, вы сердиты на того, из-за кого вам холодно, и вы чувствуете, как работает ваша логика (из того, что вам стало холодно, вы вывели, что кто-то открыл окно). Итак, вместо (или кроме) того, что вы осознаете наличие внешних источников у ваших ощущений, в первую очередь сконцентрируйтесь на самих ощущениях. Через какое-то время вы почувствуете, что весь мир состоит из ваших ощущений, которые рождаются сами, без какого-либо внешнего источника. Вы почувствуете, что существование каждой вещи, на которую вы смотрите, ограничено теми зрительными ощущениями, которые вы от нее получаете, и вообще, вещи существуют лишь тогда и в той мере, когда и в какой мере вы их ощущаете. "Неправда!" - скажете вы, - "вот сейчас, например, я не вижу шкаф, который находится у меня за спиной. Однако я знаю, что он там есть, и если я обернусь к нему, то в тот момент, когда я посмотрю на него, шкаф будет внешним источником моих зрительных ощущений от этого шкафа." Если вы так ответите мне, то вы нарушите правила игры. Мы договорились, что во время медитации вы концентрируетесь на тех ощущениях, которые приходят к вам в эту конкретную секунду. Если сейчас вы не смотрите на шкаф, то сейчас у вас нет зрительных ощущений от шкафа; однако если сейчас вы вспомнили об этом шкафе, то сейчас у вас есть внутренние ощущения, воспоминания об этом шкафе, и эти воспоминания не нуждаются ни в каком внешнем источнике, они просто есть. Конечно, подмена мира вашими ощущениями - это игра, иллюзия. Однако это безвредная иллюзия, поскольку, как только вы прекратите искусственно создавать ее у себя, она пропадет немедленно.
  3. Итак, вы вообразили себе, что в вас постоянно рождаются сами по себе всякие ощущения, и вы их ощущаете, и больше в мире нет ничего, кроме вас с вашими ощущениями. Следующий шаг состоит в том, чтобы представить, что эти ощущения существуют не ради вас и не направлены к вам, а просто существуют. Человеку в нормальном состоянии представляется, что в нем есть некий центр, обозначаемый словом "я", и внимание человека постоянно сконцентрировано на его "я". При этом человек представляет, что внешние ощущения исходят из какого-то внешнего источника и, как телеграммы, идут в его "я". Например - бежит белка по дереву (это внешний объект) - мои глаза видят белку (это ощущение) - я осознал, что передо мной белка (это я). Вам предстоит представить, что ощущения не идут в центр вашего существа, в ваше "я". Они просто возникают и пропадают, несутся мимо, как воды реки. На предыдущем этапе мы добились того, что мы представили, что ощущения не исходят ни из какого источника, что они возникают сами по себе. Теперь вам нужно представить, что ощущения не являются сообщениями, идущими в ваше "я". Перестаньте концентрироваться на своем "я" и переключите свое внимание на те ощущения, которые вы испытываете. Через какое-то время вам начнет казаться, что вы и ваши ощущения - это одно и то же. "Неправда!" - скажете вы, - "я гораздо больше, чем мои ощущения. У меня есть воспоминания, которые не задействованы в данный момент. Например, я помню, сколько будет семью восемь, но поскольку сейчас я не думаю об этом, то это не часть моих ощущений в данный момент." Думая так, вы опять нарушили правила игры. Конечно, вы имеете право так подумать, но не во время медитации. Потому что мы договорились, что во время медитации мы думаем только о тех ощущениях, которые мы испытываем в данную секунду, а вы специально отвлеклись и начали думать о какой-то вещи, которая хранится у вас в памяти, но о которой вы сейчас не думаете. Во время медитации мы намеренно ограничиваем круг своего внимания тем, что мы ощущаем, и поэтому получается, что в нашем внутреннем мире нет ничего, кроме того, что мы ощущаем.

Результатом выполнения этих трех шагов будет отождествление ваших ощущений с вашим миром, из которого исходят ощущения, а также отождествление ваших ощущений с вашим "я". Таким образом, вы окажетесь в состоянии медитации. Теперь вы можете следить за тем, чтобы оставаться в этом состоянии столько, сколько вам хочется.

Антон Гарновский


На главную страницу (nohead.narod.ru)

Hosted by uCoz