На одном форуме в Интернете я недавно наблюдал любопытный диалог. Один участник говорил о Родине, о православии и т. п., а другая участница (назовем ее Вероника), ответила: а вот у моих детей свои Родины и свои религии, и вообще я оставляю за своими детьми право выбирать как Родину, так и религию. Ее спросили: именно так свои Родины во множественном числе? А она в ответ: а вы что, не понимаете, что один ребенок мог родиться в Каннах, другой в Гибралтаре, а третий на Берегу Слоновой Кости? Или вы думаете, что все люди, как вы, ограничены Крыжоплем или деревней Сопли?
Итак, Вероника утверждает, что есть два сорта жизни: ограниченная жизнь (это плохо) и свободная жизнь (это хорошо). Человек, живущий в одном населенном пункте и посвящающий все свои мысли этому населенному пункту (как, например, в недавнем фильме "Свадьба") ограничен, тогда как человек, живущий то там, то сям, чьи мысли свободно порхают по всему учебнику географии свободен. Аналогично, она, видимо, считает, что человек, которому предсказали смерть через год, ограничен, а человек, который, по состоянию здоровья, еще проживет лет сорок-пятьдесят свободен. Аналогично, она, видимо, считает, что человек, которому приходится два раза подумать перед тем, как купить пакет сливочного масла ограничен, тогда как человек, покупающий виллы в южной Франции свободен.
С моей точки зрения, в каждой из этих трех пар относительно ограниченный человек и относительно свободный человек не так уж сильно различаются между собой. Давайте, например, остановимся на примере со здоровьем. Лежачий больной не может пойти в магазин, не может сварить себе суп, его нужно кормить. Ну, может быть, суп он еще сможет сварить самостоятельно, но до магазина точно не дойдет. Кончатся запасы продуктов дома, и всё что делать дальше? Помирать. Печальная ситуация. Но разве не в том же положении находится любой здоровый человек? Он не может, например, самостоятельно согреться. Если температура начинает падать, он может надеть свитер, или, скажем, растопить печку. Но кончится топливо на планете что делать дальше? Помирать. Здоровый человек неспособен, например, долететь до ближайшей звезды и запустить в ней термоядерную реакцию, чтобы согреться. И так далее: на каждый пример ограниченности больного человека я могу привести какой-нибудь пример ограниченности здорового человека. Итак, различие в свободе и несвободе между здоровым и больным человеком исчерпывается только несколькими незначительными чертами, тогда как в бесконечном большинстве черт эти люди идентичны.
На этом примере я попытался показать, что, с моей точки зрения, разделение людей на свободных и ограниченных произвольно и неправомочно. Я говорю не о том, что реплики Вероники невежливы. Гораздо важнее вот что. Мне представляется, что если какая-то система взглядов утверждает, что она может существовать в головах не всех людей, то эта система взглядов порочна и лжива. Если свобода в стиле Вероники может существовать лишь в голове того, кто был в Гибралтаре то это не подлинная свобода. Мне кажется, что мировоззрение может претендовать на истинность лишь в том случае, когда мы можем мысленно приложить его к человеку в любой ситуации:
Если ваши размышления о духовном неприложимы к какому-либо из этих людей, то это неверные размышления о духовном. Равенство всех людей в духовном плане (выраженное иногда довольно экзотическими способами) является одним из азов любого духовного учения. Например, чуть ли не самый первый урок, который преподал Дон Хуан Кастанеде это что тот не должен жалеть нищих детей (как вы помните, действие книг Кастанеды происходит в нищей провинциальной Мексике). Если вы встречаетесь с каким-нибудь духовным учением, которое утверждает, что у одних людей их дух свободен, а у других ограничен, то это лжеучение.
На главную страницу (nohead.narod.ru)