Слово апория означает "логический тупик". В таком тупике время от времени оказывается каждый думающий человек. Считается, что такие тупики ждут на каждом шагу того, кто изучает дзен-буддизм. Один из этих тупиков я хочу описать в этом эссе. Для простоты изложения я буду говорить не в частности о дзен-буддизме, а в целом о так называемом апофатическом богословии.
Богословие есть наука, описывающая свойства Бога. Приведем пару примеров богословских рассуждений:
Один из видов богословия - это так называемое апофатическое богословие. Этот вид богословия не зависит от конкретной религии. Апофатическое богословие занимает почетное место в иудаизме и в исламе; оказало оно влияние и на христианство. Элементы апофатического богословия можно найти в таких учениях, как буддизм и даосизм. Апофатическое богословие - это не набор утверждений о Боге, а метод рассуждения о Боге. Сейчас я опишу этот метод.
Когда мы говорим что-нибудь о любой вещи в мире (кроме Бога), то, что мы говорим, либо истинно, либо ложно. Например, если я скажу, что вы читаете этот текст с экрана компьютера, это может быть либо истинным (если вы читаете этот текст на моем сайте в Интернет), либо ложным (может быть, вы распечатали этот текст и читаете его с бумаги). Мы здесь не говорим о превосходстве истинного над ложным, а просто отмечаем, что нормальное высказывание о нормальных вещах в мире либо истинно, либо ложно.
Бог не таков. Согласно апофатическому богословию, любое высказывание о Боге ложно. Именно это и отличает Бога от обычных вещей нашего мира. Обычные вещи описываются с помощью слов, которыми мы ограничиваем вещь, а Бог не ограничен. Например, возьмем два противоположных утверждения о Боге: "Бог всемогущ" и "Бог не всемогущ". Разные виды богословия сделали бы выбор в пользу какого-нибудь одного из этих двух высказываний. Апофатическое богословие утверждает, что оба эти высказывания ложны.
Одним из самых интересных следствий апофатического богословия является то, что каждое из следующих двух утверждений "Бог есть" и "Бога нет" является ложным. Довольно странно слышать от богослова, что высказывание "Бог есть" является ложным. Однако отрицание этого высказывания может быть интуитивно обосновано. В самом деле, разве можно сказать, что Бог есть, как будто Бог - это какой-нибудь стул или кот, который есть у нас перед глазами? Привычные глаголы "быть", "существовать", применяемые нами к обычным вещам, совершенно не способны отразить тот вид существования, который относится только к Богу.
На последнем примере можно увидеть, в чем состоит привлекательность апофатического богословия - несмотря на свою простую логическую основу, оно не ограничивается формальной логической игрой. Напротив, каждое из получаемых в апофатическом богословии противоречий содержит в себе глубокий смысл, наводит на размышления, находит поддержку в интуитивных (нелогических) представлениях верующего о Боге.
Теперь давайте попробуем применить метод апофатического богословия к самому апофатическому богословию. Как мы сказали, основной логической базой апофатического богословия является вера в то, что любое высказывание о Боге ложно. Однако фраза "любое высказывание о Боге ложно" сама является высказыванием о Боге, и, следовательно, является ложной. Так апофатическое богословие отвергает свою собственную предпосылку.
Антон Гарновский
На главную страницу (nohead.narod.ru)