Просветление = правописание

Вместо эпиграфа.
- Ты бог? - спросил Будду прохожий.
- Нет.
- Может, ты великий маг?
- Нет, я не маг.
- Тогда почему ты выглядишь не так, как все?
- Я проснулся.

Чему можно уподобить просветление? Приевшийся пример говорит, что просветленный подобен видящему, тогда как непросветленный подобен тому, кто ходит с закрытыми глазами. Это сравнение хорошо передает интуитивный, нелогический характер просветленного состояния. Однако из этого примера следует, что просветленный может совершать некие фокусы или чудеса, недоступные непросветленному человеку (как видящий может отличить грушу от яблока на расстоянии, а человек с закрытыми глазами - только ощупав их). Между тем и Будда, и все остальные учителя просветления говорят, что просветление per se не приносит с собой сверхъестественных способностей.

Тогда чему можно уподобить просветление, чтобы это сравнение было более верным? Я бы сравнил просветление с правописанием. Правильно пишущий человек не думает о том, как написать то или иное слово - он делает это интуитивно. Чувство спокойного комфорта сопровождает его в процессе письма. Этот комфорт может быть на какое-то время разрушен, когда пишущий сталкивается с трудной грамматической ситуацией, но через мгновение восстанавливается, как только сложное место оказывается позади. Трудная ситуация разрешается таким человеком не логически, а интуитивно. (И, как сказали бы логики, не дедуктивно, а индуктивно - но мы не станем углубляться в логические дебри.) Когда такой человек читает какой-нибудь текст, он чувствует такой же комфорт, пока не встречает какую-нибудь грамматическую ошибку, которую он воспренимает почти физически - как сбой ритма или колдобину на дороге.

Когда человек, не знающий орфографии, пишет что-нибудь, он пишет, делая многочисленные ошибки, которые он не замечает. Иногда вдруг в какой-то момент он колеблется между несколькими вариантами, но, осознавая неполноту своих познаний в правописании, делает выбор наобум. С другой стороны, когда такой человек читает чужой текст, он не замечает правильной или неправильной орфографии, так что он не ощущает тех перепадов комфорта и дискомфорта, которые характерны для человека, знающего орфографию.

Нечто подобное должно происходить с человеком, достигшим просветления. А именно, просветленный человек осознает себя и других людей так, как человек, знающий орфографию, пишет и читает. Просветленный человек живет с чувством спокойного комфорта. Когда он встречается с трудной полосой жизни, угрожающей вывести его из просветленного состояния, он ощущает специфический дискомфорт, но успевает справиться и восстанавливает обретенное им просветленное мировоззрение. Когда просветленный человек встречается с другими людьми, он воспринимает их с тем же комфортом, с каким он воспринимает себя самого, только чувствуя острое неудобство в те моменты, когда эти люди осознают себя не так, как осознают себя просветленные люди.

Что можно сказать о непросветленных людях? Они способны имитировать просветленное самоощущение (как неграмотный человек может писать грамотно с помощью справочника), но без спонтанности, присущей просветленным людям, и не во всех ситуациях. Кроме того, когда непросветленный человек встречается с другими людьми, он, как правило, не способен отличить просветленных от непросветленных. (Случай с прохожим, остолбеневшим от изумления при виде Будды, есть исключение, подтверждающее правило, именно в силу исключительности этого случая.)

Итак, я попытался убедить вас, что ощущения, возникающие при осознании себя и других у просветленного человека подобны ощущениям, возникающим при письме и чтении у человека, обученного правописанию. Это сравнение особенно хорошо тем, что оно демонстрирует, что просветленное состояние не влечет с собой никаких особенных выгод - так же, как умение правильно писать.

Антон Гарновский


На главную страницу (nohead.narod.ru)

Hosted by uCoz