Что такое духовное?

1. Введение

Каждый раз при обсуждении духовных вопросов встает вопрос об определении духовного. Оказывается, разные люди определяют это понятие совершенно по-разному:

Я не согласен ни с одним из перечисленных определений духовного. Я приведу один развернутый пример, а затем обсужу, относятся ли те рассуждения, которые я приведу, к духовному или не относятся.

2. Развернутый пример: жизнь, человечество, время

Каждый человек сначала рождается, потом живет какое-то время, затем умирает. И так происходит с каждым человеком. Мы не будем касаться всех тонкостей, связанных с рождением, жизнью и смертью. Давайте просто посмотрим, какие существуют различные модели рождения, жизни и смерти в их отношении ко времени.

1. Стандартные модели. Общая стандартная модель такова: каждый человек рождается, живет этак лет восемьдесят (плюс-минус сорок лет), затем умирает. И так происходит с каждым человеком, независимо от того, когда он родился. Стандартные модели различаются по тому, как они определяют период существования человечества:

1.1 С началом и концом. Человечество возникло в какой-то определенный момент (до этого момента люди не рождались). В этот момент появились люди, и существуют сейчас, и будут существовать и дальше, но только до какого-то определенного момента. Все люди умрут до этого момента, и после него людей не будет.

1.2 С началом, без конца. Человечество возникло в какой-то определенный момент (до этого момента люди не рождались). В этот момент появились люди, и существуют сейчас, и будут существовать и дальше, всегда, без конца.

1.3 Без начала и без конца. Всегда были люди, и всегда будут люди. Человечество существовало всегда, и существует сейчас, и его существование никогда не прекратится.

1.4 Без начала, с концом. Всегда были люди, но когда-нибудь их не будет. Человечество существовало всегда, и существует сейчас, но в какой-то определенный момент его существование прекратится. Все люди умрут до этого момента, и после него людей не будет.

2. Модели с бессмертием. Сейчас бессмертных людей нет. По крайней мере, никто из нас не встречался с бессмертными людьми. Однако возможно, что люди неограниченно большого возраста существовали или будут существовать когда-то за пределами нашей эпохи. Возможны такие два варианта бессмертия, не затрагивающего настоящее время:

2.1 "Коммунизм". Когда-нибудь люди найдут "лекарство от смерти" и больше не будут умирать. Таким образом, начиная с некоторого момента в будущем, люди будут только рождаться, но не умирать.

2.2 "Бегемот". Этот вариант зеркально противоположен предыдущему. Были такие люди, которые существовали всегда. Таким образом, они не рождались, а были всегда. Они жили-жили, бесконечно долго, однако их существование имело конец. В какой-то момент каждый из них умер.
(Этот вариант известен в древней мифологии, но в более современных текстах, например, в Библии, он встречается только в замаскированном виде. Почему я назвал этот вариант "Бегемот"? Потому что в Библии описываются два существа, Бегемот и Левиафан, которые жили всегда, но не будут жить всегда. Сначала они жили в том хаосе, который предшествовал неделе творения, а когда Бог разделил небо, сушу и море, Бегемот стал жить на суше, а Левиафан - в море. Они и сейчас живут. После Страшного Суда их убьют, зажарят, и мясо этих животных подадут в качестве угощения праведникам на банкете по случаю начала вечной жизни.)

3. Модели с воскрешением. Некоторые учения считают, что жизнь человека в отношении ко времени не сводится к рождению, смерти и жизни между тем и другим. Помимо этого, человек будет позднее воскрешен из мертвых.

3.1 Еврейская модель. Эта модель основана на стандартной модели с началом и концом. Она отличается тем, что после того, как все люди умрут, каждый в свой срок, всех людей одновременно воскресят для Страшного Суда. После этого некоторые снова перестанут быть живыми, а остальные останутся в живых и будут жить вечно, без конца.

3.2 Мусульманская модель. Эта модель отличается от еврейской тем, что некоторые люди (особо отличившиеся) будут воскрешены для вечной жизни непосредственно после своей смерти. Остальным придется ждать до Страшного Суда.

3.3 Христианская модель. Эта модель отличается от еврейской тем, что она двуэтапна. После своей смерти Христос воскрес для вечной жизни. Он не только воскрес сам, но и воскресил для вечной жизни, не дожидаясь Страшного Суда, праведников, живших до него. Грешники, жившие до Христа, а также все люди, живущие после Христа, будут воскрешены только во время Страшного Суда.

3.4 Модель Н. Федорова. Русский мыслитель Федоров предсказывал, что в определенный момент наука достигнет такого развития, что станет возможным не только неопределенно долгое поддержание жизни, но и оживление умерших. Согласно Федорову, каждому человеку в первую очередь захочется оживить своего отца. Таким образом, те люди, которые будут жить в тот момент, оживят своих отцов. Воскрешенные отцы, в свою очередь, повинуясь тому же импульсу, оживят своих отцов, и т. д. - постепенно все люди, жившие и умершие раньше того момента, будут воскрешены. После этого, конечно, все будут жить вечно.

4 Модели с перевоплощением. Некоторые учения считают, что человек рождается, живет, умирает, затем снова - рождается, живет, умирает - и т. д., пока круг его рождений не прекращается одним из следующих способов:

4.1 Победа над смертью. Человек рождается, живет и умирает несколько раз, и наконец в последний раз рождается, живет и не умирает - живет вечно, и таким образом выходит из круга перерождений.

4.2 Победа над рождением. Человек рождается, живет и умирает несколько раз, и наконец - больше не рождается и не живет, и таким образом выходит из круга перерождений.

3. Духовное или не духовное?

Я считаю, что под духовным следует понимать область таких человеческих размышлений, рассуждений и чувств, которые

Простыми словами, можно сказать, что духовное рассуждение - это такое рассуждение, которое содержит очень широкие обобщения, настолько широкие, что у нас никогда, ни при каких условиях не может быть почвы для таких обобщений. Если рассуждение ограничено культурой какого-нибудь одного общественного класса или народа - это не духовное. Если рассуждение относится к одной области человеческого знания - это не духовное.

Рассуждение, приведенное в предыдущем параграфе, является примером духовного, поскольку

Какой яркий пример недуховного можно привести? Среди различий между католичеством и православием есть такое важное различие:

Это важное различие, поскольку оно влияет на то, какие молитвы читают католики и православные; на то, как те и другие служат церковные службы; на то, какие книги разрешено читать тем и другим.

Давайте самостоятельно задумаемся над этим вопросом, без ссылки на авторитеты: исходит ли от Иисуса Христа Святой Дух, или не исходит? С моей точки зрения, этот вопрос не является духовным, по следующим причинам:

Вот еще некоторые примеры того, как недуховное путают с духовным:

Антон Гарновский


На главную страницу (nohead.narod.ru)

Hosted by uCoz